Борис Акунин. «Война и Мiр». Серия «История государства Российского в повестях и романах» (том 7). АСТ. 2020.

В конце девяностых — начале нулевых Борис Акунин эффектно выстрелил знаменитой чёрной «фандоринской» серией замечательных исторических детективов от «Азазели» до «Коронации», которые в последующие годы были дополнены такими же превосходными «Любовником смерти», «Любовницей смерти», «Алмазной колесницей» и сборником рассказов «Нефритовые чётки».

Но затем что-то пошло не так — процент халтуры в его последующих романах отлепился от нуля и стал очень медленно, но верно повышаться.

Вышедший в уходящем году роман «Война и Мiр» — высшая точка такой халтуры. В ней ломаются все детективные каноны, но это не революция, двигающая жанр вперёд и задающая его новые стандарты, а именно что странное, не вызываемое никакими объективными причинами нарушение правил, из-за чего получился не детектив, а сырая каша.

Начинается всё бодро и по канону: есть труп, есть круг подозреваемых, каждый из которых своим поведением так или иначе наводит на себя подозрение, а затем происходит сбой: главному злодею в середине романа прямо и открыто предъявляют обвинение, тот гордо отнекивается, затем продолжает спокойно заниматься своими делами.

По канону преступником должен быть персонаж, на который меньше всего можно подумать. В романе такой есть — это местный дьячок, которого все презирают и об которого все вытирают ноги. С ним происходит стандартный ход — в конце романа вскользь упоминается, что он в ходе войны где-то сгинул. Для читателя хорошо знающего жанр, было бы ожидаемое, что именно он будет главным злодеем. Но нет.

Что не так с главным злодеем — у него абсолютно неубедительная мотивация совершать преступления. От того, что по его вине в его далёком детстве погибла молодая девушка, ещё никак не следует, что в будущем во взрослой жизни этот человек будет маниакально стремиться убивать других молодых девушек сбрасыванием с дерева. Причём это маниакальное желание почему-то (автор не объясняет почему) возникает у него исключительно в полнолуние. Психопатологическое расстройство главного злодея никак не гармонирует с его обычным поведением.

Особенно досадно, что главный злодей (мельник) оказывается показал в романе одним из двух главных положительных персонажей, типовым образцовым классическим русским мужиком: умным, работящим и с чувством собственного достоинства, героического партизан, талантливым, смекалистым, но при этом побеждающий врагов не только силой, но так же смекалкой и удалью.

Ликвидация главного злодея в романе — классический рояль в кустах. В самый критический момент у одного из главных персонажей вдруг случайно оказывается с собой два пистолета, с помощью которых она без особых проблем отправляет на тот свет и главного злодея и его ближайшую приспешницу.

Одна из фишек романов Акунина: у него постоянно встречаются персонажи, которые вроде как самые обычные люди, далеко не интеллектуалы, но при этом имеют своё оригинальное мировоззрение, которое внятно, интересно и убедительно излагают и аргументируют, хотя в жизни подобного рода персонажи таким запасом интеллектуальной рефлексии не обладают почти никогда.

Срединная вставка про войну 1812 года — это просто рассказ о том, как крепостные крестьяне местной помещицы воевали против французов. Там нет ни интриги, ни влияния на основной детективный сюжет, разве что ещё далее отводиться подозрение от главного злодея, который в этой войне показывает себя мужественным героем.

У романа крайне странная маловнятная концовка, никак не связанная с предыдущими событиями романа. Такое ощущение, что автор окончательно и безнадёжно устал и хотел хоть как-то завершить роман, но не знал как и завершил как смог.

Итог: «Война и Мiр» — второсортное проходное чтиво некогда замечательного, но теперь окончательно исписавшегося детективщика.