Дмитрий Быков в лекции, посвящённой творчеству Стивена Кинга, сказал, что писателю, что того, чтобы стать культовым, мало сочинять гениальные романы, надо одновременно с этим, не сочинять романы проходные, а вот этому критерию Стивен Кинг как раз и не соответствует — проходной графомании у него, к сожалению, много.
Недавно вышедший роман «Институт», на мой взгляд, можно смело отнести если не гениальным, то во всяком случае к числу лучших романов этого автора. Фирменной кинговской графомании, которой он закармливал читателей начиная с магаломански раздутого «Оно», здесь нет. Есть разумный объём, продуманный, динамичный, увлекательный сюжет, хорошо закрученная интрига, а также герои, которым хочется сопереживать.
В этом романе в полной мере проявилась та самая, уникальная черта литературного таланта Стивена Кинга: он умеет так органично и естественно вмонтировать мистику в реальную повседневную жизнь, что читатель этой мистики уже не замечает; он втягивается происходящие в романе события и начинает жить там как в реальном материальном мире.
Сюжетно роман основан на очень старой идее, которая раньше в бесчисленных вариациях воплощалась в мировой культуре: маленькие и слабые, но хорошие за счёт ума, смекалки и дружеской взаимовыручки побеждают больших и сильных, но плохих; на этой сюжетной идее построены и «Властелин колец» в литературе, и «Звёздные войны» в кино и её много что другого.
Кинг в «Институте» использует разновидность этого сюжета, когда в качестве маленького и слабого выступает ребёнок, который не по своей воле попадает в окружение враждебно настроенных взрослых, но выживает, благодаря тому, что превосходит взрослых умом, талантами и терпением. Это так же очень старая литературная традиция, восходящая ещё к «Оливеру Твисту» Диккенса, Гарри Поттеру, а в качестве ближайшего современного аналога из родственной автору американской литературы можно указать на «Клиента» Дж. Гришема.
На «Институт» можно смотреть также как на страшную сказочку для школьников старшего возраста, но это никак не делает её менее увлекательной и для взрослых. «Ученик монтролога» Рика Янси, например, тоже ужастик для школьников на тот же сюжет о несчастном ребёнке, лишённом родителей и вынужденном помогать безумному учёному в его крайне рискованных исследованиях, но лично я прочёл его залпом и получил большое удовольствие.
Единственный минус романа — это загрязнённость языка детей, они иногда ругаются как портовые грузчики.
Если вы не равнодушны к хорошо написанным литературным триллерам — рекомендую, получите большое удовольствие.
Стоит так же отметить удачную обложку книги. Она точно передаёт дух и настроение романа.