Глеб Архангельский написал о том, что скончался Стивен Кови. Для меня, как для человека, читавшего две его самые знаменитые книги — «Семь навыков высокоэффективных людей» и «Восьмой навык», и почерпнувшего в этих книгах много полезного, это крайне прискорбное событие. Его книги обладают совершенно особыми достоинствами, которых нет у других, весьма многочисленных авторов, пишущих о том, как познать себя и найти свой путь в жизни (таких, например, как Стивен Павлина или наш Николай Козлов) и о которых, в память о Кови, уместно будет сказать. Вместе с тем, равным образом будет уместно сказать, что Кови, конечно, был не идеален и как истинный американец закладывал в свои книги недостатки, конечно не литературного, а идеологического и даже философского, мировоззренческого содержания, вполне характерные для его типичного американского, уходящего своими корнями в глубь — в западноевропейский образ мышления.
Таких недостатков я вижу два.
Первый. Это идущая ещё от Канта традиция создавать некую систему ценностей и правил поведения, работающих для всех людей и во все времена, объявлять их некими абсолютными универсалиями, строго вытекающими из неизменной человеческой природы, вот только сейчас постигнутых автором и крайне рекомендованных для всех, кто об этих правилах и ценностях ещё ничего не знает. Недостаток такого подхода — полное игнорирование местных культурных отличий. Если кому-то интересно узнать, к чему это может привести — читай историю американского нашествия на Ирак.
Второй — технологичность мышления. Это когда достижение того или иного результата мыслиться как соблюдения определённой последовательности шагов. Любая жизненная проблема решается, надо лишь найти инструкцию и строго последовательно её выполнять. Для внешних человеку событий и результатов это работает. Но это не работает, когда речь идёт о выработке в себе какого-либо особого внутреннего духовного состояния (например, трудно себе представить книгу «Как стать православным за тридцать дней»).
Кови много критиковали не только на концептуальном уровне, но и по существу. Так, наш известный отечественный бизнес-психолог Марина Мелия в своей последней книге в принципе отрицает возможность каких-либо универсальных рецептов успеха.
Дэниел Кеннеди, явно в пику Кови, выпустил книгу под названием «Единственный секрет успеха», в котором, не ссылаясь на Кови, но явно полемизируя с ним (причём, надо заметить, не без успеха), доказывает что всех эффективных людей объединяет лишь один навык, а не семь.
Другой Кеннеди, но уже не Дэниел, а Гэвин в книге «Договориться можно обо всём» (кстати, самая лучшая книга о переговорах, рекомендую) доказывает полную несостоятельность проповедуемого Кови принципа ведения переговоров «win-win», т. е. в переговорах необходимо идти на уступки и приходить к некоему общему знаменателю, или, другими словами, наилучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон. На мой взгляд, Гэвин убедительно доказал, что это правило действительно работает, но только на бытовом уровне в личных отношениях, однако оно ошибочно и потому глубоко вредно в сфере бизнеса. По его мнению, самая лучшая сделка — это та, в которой в максимальной степени учтены мои интересы, абсолютно безотносительно тому, насколько в ней учтены интересы моего контрагента. Увы, таков бизнес.
Вместе с тем, не смотря на всё это, книги Кови обладают многими уникальными достоинствами, которые, в точности по Ларошфуко, лишь логичные продолжения его недостатков. Перечислять все мне просто не хватит ни времени, ни места. Скажу лишь очень кратко. Кови для построения свой концепции личного развития берёт абсолютно правильную исходную точку отсчёта — это имеющаяся у человека абсолютная личная свобода выбора, и, как следствие, абсолютной личной ответственности человека за всё, что с ним происходит (ещё один привет Канту). Строгая ориентированность на конкретное дело. Отличные образцы правильного поведения, в том числе в распространённых в жизни конфликтных ситуациях, чего стоит хотя бы приводимый в «Семи навыках» блестящий образец разговора отца с сыном, который не хочет учиться в школе со ссылкой на своего знакомого, который школу бросил и сейчас успешно занимается бизнесом, в ходе которого отцу удаётся очень аккуратно переубедить своё чадо, объяснив ему пользу качественного образования в долгосрочной перспективе. Кови — крайне редкий в наше время мыслитель-универсал, уровня гуманитарного Леонардо да Винчи, неразрывно сочетающий в себе таланты философа, психолога и управленца. Подчёркиваю — именно философа, поскольку многие страницы его книг по масштабности делаемых им обобщений, глубине логического и исторического анализа представляют собой блестящие образцы современной философской мысли. Кови — самый гениальный в 20-м веке популяризатор личного развития, и уже хотя бы за это он достоин памятника, а его книги — самого тщательного изучения.
***
Стивен Кови. 24.10.1932 — 16.07.2012. RIP.