Смотрел фильм «Легенда № 17». Кратко о своих впечатлениях.
1. «Легенда № 17» — это киношедевр № 2 (по порядку, но не по значению) после «Брестской крепости». Между ними в отечественном кинематографе не происходило абсолютно ничего (а то, что происходило — это не кинематограф). Сам я обожаю фильмы и книги про высочайших, первоклассных профессионалов в своём деле и сам хочу быть таким (в своём деле, разумеется). На работу профессионала всегда интереснее смотреть, особенно когда он показывает себя в деле не для получения миллионного контракта (от которых и киношный и живой Харламов отказались), а для чести и престижа Родины (ещё никто не забыл, что-то слово пишется с большой буквы?)
2. В первые же пять минут просмотра поймал себя на странном ощущении: за последние три-четыре года я так привык смотреть разные фэнтези и глуповатые комедьки, не имеющие ни малейшего отношения к реальности, что смотреть нормальную, не волшебную, бытовуху очень непривычно, но приятно. В подобных фильмах в самый трудный для главного героя момент не вылезет deus ex mashina и не решит сразу все проблемы, там все свои проблемы главному герою надо решать самому и своими силами.
3. Тот бурный поток восторженных откликов, которые можно найти в интернете и СМИ говорит о том, что фильм отвечает давней вымученной потребности нашего общества — оно нуждается в героях, в людях, преодолевающих себя ради высокой идеи в примере геройства, ему дико до выворачивающей тошноты надоели потребительские ценности и жизнь «хлебом единым».
4. Лучшая роль — у Олега Меньшикова. Тренер ЦСКА Андрей Тарасов в его исполнении — самый яркий и запоминающийся персонаж. Нашему обществу сейчас дико, мучительно и болезненно не хватает таких людей как Тарасов: запредельно жёстких (к себе, прежде всего), волевых, отлично знающих, что что и как надо для достижения не своих личных, а общих целей и твёрдо ведущих к этой цели; людей, которые, по выражению Михаила Веллера, сделаны из стали, имеющих нервы из молибденовой проволоки.
5. Не знаю, было ли так в реальности, но дважды звучавшая в фильме в сценах в кабинете у Тарасова первая часть 23-й фортепианной сонаты Бетховена очень показательна. Это музыка героев. Бисмарку приписывают слова: «Если бы я слушал эту музыку каждый день, то был бы самым смелым человеком на свете».
6. Фильм — отличная иллюстрация того, что есть Мы, и есть Они. Мы — это свои. Они — это чужие. Деление на своих и чужих, что бы там не говорили апологеты толерантности, для человека с нормальной психикой — это нормально. Мы хотим, чтобы наши побеждали чужих и радуемся, когда они побеждают. В фильме наши побеждают, а не наши проигрывают. И после того, как в зрительном зале вспыхнул свет, было отлично видно, что все этому очень рады. Кстати, «войной» этот матч называет именно тренер не наших. Наши как раз таки демонстрируют по настоящему нормальное русское отношение к сопернику (врагу). Когда наш хоккеист силовым приёмом выбрасывает канадца за бортик, то наши не корчат злобные рожи как канадцы, а добродушно шутят: «Не та скамейка, братишка!».