О либерализме

В последнее время в прессе, блогах и соцсетях много нападок на либерализм. Однако по моим наблюдениям его критики совершено не понимают, что это такое. Критика либерализма во всех случаях происходит с применением недобросовестного полемического приёма, когда оппоненту приписываются не существующие у него ложные взгляды, которые затем не без триумфа опровергаются.

Моя цель — отвести эти нападки и объяснить, что такое либерализм в действительности.

Либерализм — это мировоззрение, основанное на одном простом правиле: «человек всегда цель, и никогда средство». Более конкретно это общее правило выражается в двух постулатах.

Первый касается отношений между человеком и государством и формулируется так: государство не может делать с человеком всё, что захочет; оно может во имя общего блага ограничивать его права, но для таких ограничений всегда есть определённый предел, дальше которого они идти не вправе, какими бы остро насущными соображениями общей пользы это не требовалось.

Противоположность этому постулату — тоталитаризм — мировоззрение, суть которого в том, что государство может делать с человеком всё, что ему вздумается. Оно может, если посчитает нужным, произвольно лишать его жизни, имущества, без ограничений унижать его, запрещать делать то, что он хочет, и говорить, то, что он думает. То, что происходило в нашей стране в советское время (особенно в сталинское) — классический тоталитаризм.

Сейчас данный постулат закреплён российской Конституции. Однако не в ст. 2 («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.»), как это обычно думают, а в двух других нормах: ч. 3 ст. 55, согласно которой «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» и ч. 3 ст. 56: Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (личное достоинство), 23 (часть 1) и 24 (неприкосновенность частной жизни), 28 (свобода совести), 34 (часть 1) (свободное использование своих способностей), 40 (часть 1) (право на жилище), 46 — 54 (судебная защита и прочие права) Конституции Российской Федерации. Это и есть либерализм в самом чистом концентрированном виде.

Второй постулат касается отношений между человеком и другими людьми и формулируется так: «Другой имеет право быть другим». Иными словами, если человек не нарушает закон и нормы морали, то никто не вправе требовать от него соответствия чьим-то субъективным представлениям о должном. Из этого правила есть ряд исключений (например, отношения детей и родителей), но исключения я не рассматриваю, сейчас я говорю об общем правиле.

Этот постулат означает, что если я держусь одного взгляда на вещи, а другой человек другого, то я не имею права требовать от этого человека держаться моих взглядов. Не нравиться книга (пост в блоге, статья в газете) — не читай, но не запрещай читать другим, не доволен постановкой оперы в театре — не ходи в театр, но и не запрещай ходить, тем, кто доволен, не нравиться музыка — не слушай, но не мешай слушать тем, кому нравиться. Причина такого положения вещей в том, что либерал за разницей во взглядах, вкусах и мнениях всегда видит в другом человека (видит, если хотите, образ и подобие Божие). Либерал не будет называть человека, имеющего иные взгляды, вкусы и мнения оскорбительными прозвищами типа «ватник», «путиноид», «колорад», «пятая колонна», «охранитель», «быдло» и т. п.

Противоположность этому постулату — взгляд на человека, держащегося иных взглядов, не как на человека, а как на врага, подлежащего уничтожению, если не физическому (что сторонникам этого взгляда часто очень хочется), то непременно моральному и правовому. Оскорбление «чувств верующих», запрет концертов и выставок, шельмование оппонентов в оскорбительных выражениях — всё из этой серии.

Это второй постулат либерализма, так же как и первый, закреплён в Конституции: это идеологическое многообразие (ст. 13), светский характер государства (ст. 14) и, самое главное, свобода мысли, слова и мнения (ст. 29).

Этими двумя постулатами полностью исчерпывается либерализм как мировоззрение. Всё, что сверх этого и за пределами этого либерализмом не является. Соответственно, тех кто считает, что эти постулаты правильны (автор в их числе) называют либералами. Все остальные либералами не являются.

***

Может возникнуть вопрос: если идеология либерализма у нас закреплена в Конституции, имеющей высшую юридическую силу, то какой смысл обсуждать нападки на либерализм? Дело в том, что у нас в России есть специальный орган государственной власти, призванный бить государство по рукам, когда оно принимает законы, нарушающие Конституцию — Конституционный суд РФ. А теперь почитайте внимательно сделанный моим коллегой конспект лекции Председателя Конституционного суда Р Ф Валерия Зорькина, которую он 28 мая прочёл на Петербургском Международном Юридическом Форуме. Там каждый тезис антилиберален и тоталитарен. Поэтому и приходиться напоминать, что такое либерализм.